Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети

Асинхронные электромоторы, рассчитанные на трехфазное питание (ведь именно их, благодаря их широко распространенности, приходится применять) имеют в своем составе статор и ротор. В статоре есть пазы, где уложены обмотки, чьи концы, обозначаемые на схемах С1, С2, С3, С4, С5 и С6, находятся в распредкоробке. Тут возможно только пара способов расключения:

  • Звезда (концы обмоток сходятся в общей точке, а к началам подводится напряжение);
  • Треугольником (конец одной обмотки соединяется с началом следующей).

Как подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть

В распредкоробочках, обычно концы находятся в сдвинутом состоянии: напротив С1 должен быть С4, а там С6. Если такой движок включить в нормальную сеть с тремя фазами, то по его обмоткам, в различные временные моменты будет течь разный ток, что вызовет вращение ротора благодаря создаваемому там электромагнитному полю. Если же подобного типа двигатель подключен к сети с единственной фазой, то необходимой ЭДС не создастся и двигатель попросту не запустится.

Наиболее широко распространенный из них – выполнить подключение третьего контакта с использованием конденсатора, организовав, тем самым, фазосдвигающее устройство.Как подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть

Мотор, при подобном подключении, будет работать с почти той же скоростью, только, вот, его мощностные характеристики, при этом, довольно сильно падают. Более конкретные значения потерь мощности будут зависеть от того, в каких условиях будет работать движок и какова емкость конденсатора, работающего с ним. Приблизительно можно сказать, что двигатель, рассчитанный на трехфазное питание, при включении в однофазную сеть потеряет от 30 до 50 процентов мощности.

От однофазного питания способен работать не каждый трехфазный движок, хотя большая их часть довольно хорошо выполняют эту работу (если пренебречь потерями мощности). Для работы в однофазной сети, обычно, применяются двигатели асинхронного типа, имеющие ротор, замкнутый накоротко (моторы марок А, АО2, АОЛ, АПН и пр.). Такие двигатели рассчитываются на пару номинальных напряжений питающей сети (220/127, 380/220 и др.). Самыми распространенными считаются двигатели, рабочее напряжение которых 380/220 (большее значение для «звезды», а меньшее – для «треугольника»). Паспорт и лейбл, имеющийся на двигателе, помимо иных показателей, указывают на напряжение, на которое рассчитан двигатель, схему расключения обмоток и возможность ее смены. Основной трудностью при включении трехфазного мотора в сеть с одной фазой, наверное, будет необходимость разбираться в проводниках, торчащих в распаечной коробочке (либо, если последней просто нет, то торчащих из корпуса).

Наиболее простым вариантом можно считать агрегат, который рассчитан на 380/220 с отводами, уже соединенными в «треугольник». Тогда достаточно просто выполнить подсоединение питания, рабочей емкости и емкости пуска на клеммы моторчика по указанной схеме. В случае расключения обмоток в «звезду» и наличия возможности смены варианта соединения, такой вариант к тяжелым не относится. Достаточно поменять схему расключения обмоток, применив для этой цели имеющиеся перемычки.

Бывают варианты, когда в коробке присутствует 6 выводов, а их принадлежность не указана и начала с концами, так же, не обозначены. В таком случае необходимо решить две задачи (перед тем, как ими заниматься, надо поискать во всемирной паутине документацию имеющегося агрегата. Там бывает указана цветовая принадлежность концов):

  1. определение пар концов, которые относятся к одной обмотке;
  2. поиск начал и концов обмоток первую задачу легко решить при помощи проверки всех проводов при помощи мультиметра (режим сопротивления).

При отсутствии мультиметра можно воспользоваться простейшей «прозвонкой», изготовленной из батарейки с лампочкой. При загорании последней становится понятно, что присоединенные к «прозвонке» провода есть выводы одной обмотки. Так определяются три пары проводов. Задача номер два (выяснение начал и концов обмоток) немного потрудней, и для ее решения необходимы такие вещи, как батарейка и вольтметр стрелочного типа (цифровой непригоден ввиду его инертности).

Описание этого процесса может стать темой для небольшой статьи и здесь не приводится. Надеюсь, статья была вам полезной и вы из нее почерпнули для себя кое-какие полезности. Я вам подробно постарался рассказать, как подключить трехфазный двигатель (380 В) от однофазной сети (220 В). Пишите комментарии, буду рад прислушаться к вашему мнению. Посмотрите другие статьи и разделы на карте сайта. Всего доброго!

Интересное Август 6, 2014 admin в 12:25
4 095 6
Добавить отзыв

Свежие комментарии