Ремонт бытового вентилятора: обзор поломок и способы устранения
Ремонтируем вытяжной вентилятор
Несмотря на своё простое устройство и отсутствие каких-либо внешних негативных факторов бытовые вентиляторы ломаются. Даже вытяжной вентилятор может выйти из строя в течение года. И это несмотря на то, что кроме крыльчатки с электромотором в нём есть ещё только один выключатель. Казалось бы – ломаться нечему. Но всё зависит от загрузки вытяжного вентилятора.
Вероятно современные производители этого электрооборудования, понимая его потенциальную долговечность, решили себе помочь: увеличением количества проданных вентиляторов, покупаемых взамен сломавшихся. А чтобы поломка состоялась и случилась в не столь отдалённом от даты покупки будущем, в электромотор устанавливается маленькая деталь – температурный предохранитель. И примерно в течение года при достаточно продолжительной работе эта деталь перегорает, и электромотор перестаёт вращаться.
После этого по задумке производителя владелец вентилятора пойдёт в магазин за новым. Но можно вместо этого своими руками отремонтировать электромотор и сэкономить. Для этого потребуется разобрать корпус и вынуть из него движок. Разборку надо выполнять аккуратно с учётом конструктивных особенностей. А они бывают такими, что некоторые детали могут быть приклеены. И чтобы не сломать их потребуется разделять по склеенному шву лезвием ножа.
Предохранитель расположен в движке. Это совсем небольшая деталь, к которой присоединены два провода.
Назначение предохранителя – при перегреве электродвигателя разорвать цепь и отключить его. Но почему «перегрев» и разрыв электрической цепи происходит при температурах не опасных для материалов, из которых изготовлен движок – не ясно. На корпусе детали указывается температура 125 градусов по Цельсию. Вентиляторные движки времён СССР такую деталь не содержали и некоторые из них до сих пор исправно крутят крыльчатки. Поэтому можно исключить этот предохранитель из электрической схемы, так сказать, «основываясь на опыте предшествующих поколений».
Извлекаем неисправную деталь:
Чтобы упростить ремонт, на имеющихся контактах припаиваем перемычку из тонкого медного провода. Затем изолируем полученный шунт изоляционной лентой.
Проверяем результат работы. Соблюдая меры безопасности, при отключенном напряжении присоединяем движок к розетке. После этого подаём напряжение и убеждаемся в том, что вал вращается. Смазываем подшипники вала. Собираем вентилятор и продолжаем пользоваться им. Не забываем, раз в год чистить его от пыли, грязи, и смазывать подшипники.
Ремонтируем напольные и настольные варианты
Напольные и настольные вентиляторы более сложно устроены. Обороты крыльчатки в них регулируются, а воздушный поток либо перемещается по горизонтали из стороны в сторону с установленным отклонением от вертикали, либо фиксируется в одном направлении. Конструкция настольного вентилятора показана ниже на изображении:
Возможны такие неисправности:
- проблемы с вращением крыльчатки;
- неисправность редуктора;
- плохая работа регулятора положения электродвигателя.
Для ремонта с целью устранения перечисленных неполадок потребуется разобрать напольный вентилятор так, как показано далее.
Настольный вариант разбирается аналогично. Проблема с вращением крыльчатки, особенно при небольших оборотах, когда слишком медленное вращение хорошо видно, обычно вызвано недостаточной смазкой подшипников. Их необходимо осмотреть и при сильном загрязнении смесью пыли со старой смазкой почистить. Для прочистки подшипников потребуется разобрать движок, и извлечь ротор.
После этого втулки подшипников скольжения доступны для качественной очистки ватным тампоном увлажнённым спиртом или бензином. Очищенный движок собирается, а подшипники смазываются. Оптимальной будет жидкая смазка на основе силикона.
Отсутствие вращения или неправильное вращение крыльчатки может быть вызвано неисправностями в регуляторе оборотов, выполненном на печатной плате. На ней расположен плавкий предохранитель, который мог сгореть и поэтому вентилятор не работает и крыльчатка не крутится. Предохранитель проверяется, и при необходимости заменяется новым. Если предохранитель исправен неработоспособность вентилятора, скорее всего, вызвана неисправностью микросхемы регулятора оборотов или переключателей.
В таком случае потребуется замена платы новой. Если есть большая потребность в вентиляторе из-за жаркой погоды, на время поиска и приобретения новой детали можно включить одну из его обмоток напрямую минуя регулятор оборотов. Выполнять поиск подходящей обмотки, которых обычно бывает три, следует тестером с последующим подключением к сети и проверкой оборотов движка. Концы не используемых обмоток и соединения с сетевым проводом надо надёжно изолировать надеванием ПВХ трубок с изоляционной лентой.
Неисправность редуктора обычно происходит из-за износа пластмассовых шестерен. В них стираются зубцы, и мотор с крыльчаткой не поворачивается, как следует из стороны в сторону. Замена шестерён в редукторе почти невыполнимая задача, поскольку в продаже их нет. Поэтому продолжать пользоваться вентилятором с изношенной шестернёй придётся без функции поворота.
Регулятор положения двигателя с крыльчаткой, которым устанавливается отклонение по вертикали, выполнен как зажим. Обычно это винт с гайкой. На винте крепится барашек, а гайка запрессовывается в корпус. Из-за износа происходит проворачивание барашка и не получается затянуть винт с гайкой с необходимым усилием чтобы надёжно зафиксировать положение электромотора. В этом случае надо заменить винт с барашком на болт аналогичного диаметра и длины. Болт можно легко затянуть ключом или плоскогубцами.
Чтобы вентилятор прослужил дольше надо в начале лета проводить его осмотр, чистку и смазку. Смазывать подшипники надо только жидкой смазкой. Густую смазку хорошо использовать для шестерен редуктора. Ухоженное оборудование порадует своих владельцев желанным ветерком в жаркое время.