Ремонт электрического обогревателя: популярные поломки и способы их устранения
Что ломается?
Все современные электрообогреватели содержат нагреваемый регулируемым электротоком элемент и остальные детали, обеспечивающие передачу тепла в окружающее пространство. При этом нагревательный элемент по сути своей является сопротивлением. До недавних пор это сопротивление изготавливалось из металлической проволоки, свитой в спираль. Материалом проволоки выбран нихром или похожий сплав. В некоторых более поздних моделях применяются нагревательные элементы из керамики и графена.
Графеновые элементы устанавливаются в инфракрасные обогреватели, керамические – в тепловентиляторы и конвекторы, а нихромовые спирали уже многие годы устанавливаются в ТЭН масляных нагревателей. Все обогреватели содержат конструктивные элементы, которые могут сломаться либо со временем, либо от слишком интенсивного использования. Для всех типов электрообогревателей можно применить разделение этих конструктивных элементов:
- на теплогенерирующие;
- на регулирующие.
Если неисправность возникает в теплогенерирующем элементе, требуется специальная оснастка для ремонта электрообогревателя. При этом ремонтные работы получаются дорогими и их невозможно качественно и надёжно выполнить своими руками. Исключением могут быть только старые модели инфракрасных обогревателей и тепловентиляторы с открытой спиралью. В них можно заменить нихромовую спираль своими руками.
Но в современных инфракрасных обогревателях металлическая спираль или графеновый шнур помещается в кварцевую трубку. Воздух из трубки откачивается, а её концы герметизируют. Поэтому сделать замену нагревательного элемента и восстановить трубку своими руками нереально. То же самое можно сказать и о других электроотопительных приборах.
В тепловентиляторах с металлокерамическими нагревательными элементами и конвекторах извлечь эти элементы из обогревателя так же не представляется возможным. Они либо являются частями неразборного металлического обдуваемого радиатора, либо расположены в теле конвектора. В масляных радиаторах дело обстоит как – бы лучше.
Их внутреннее пространство заполнено маслом, которое переносит тепло ТЭН к металлическим рёбрам корпуса. При этом ТЭН погружены в масло в нижней части корпуса и закреплены в нём в специальной герметичной пробке. При перегорании ТЭН умелец может попытаться вынуть его для замены. Но это рискованная затея. Восстановить надёжную герметичность корпуса масляного радиатора своими руками непросто, поскольку для этого требуются специальные меры по противодействию масляной плёнке и протеканию масла.
Без этих мер, швы и соединения будут непрочными или негерметичными. А если масло начнёт вытекать из отремонтированного шва, последствия возможны как на изображении ниже:
Ремонтируем масляный радиатор
Но регулирующие конструктивные элементы можно починить или заменить своими руками. Рассмотрим ремонт электрообогревателя на примере масляного радиатора. Как и положено многим товарам китайского производства масляный радиатор поработал да и перестал. Корпус не протекает, внешне почти как новый.
Но при завершении гарантийного срока, прежде чем его нести в ремонтную мастерскую можно попробовать сэкономить деньги и самостоятельно выявить поломку. И даже попытаться её устранить.
Если ток через цепи обогревателя не течёт, значит, есть обрыв. А такие неисправности можно выявить при помощи «прозвона» цепей тестером в режиме измерения сопротивления в Омах. Поэтому надо получить доступ ко всем контактам, скрываемым панелью управления. Внимательно рассмотрев крепление панели необходимо найти места и способ её крепления. Затем надо аккуратно отсоединить панель от корпуса, и получить доступ к её внутренней части.
ТЭН это основа масляного обогревателя и начать проверку надо с них.
Их в обогревателе две штуки, о чём свидетельствуют четыре вывода и переключатель на панели управления. Может быть включён один или два ТЭН.
Если тестер показывает некоторую величину сопротивления в Омах для каждого ТЭН, значит, они оба исправны. А при исправности всего обогревателя тестер показывал бы величину сопротивления при прикосновении к вилке сетевого кабеля. И положение переключателей изменяло бы показания прибора. Но поскольку ТЭН исправны и прибор показывает обрыв цепи при присоединении его щупов к вилке, проблему надо искать в коммутирующих деталях обогревателя.
Для этого потребуется:
- закрепить один щуп прибора на одном из двух штырьков сетевой вилки ХР1;
- найти другой конец жилы сетевого кабеля от этого штырька по нулевому значению сопротивления, которое покажет прибор при прикосновении к нему вторым щупом прибора;
- включить регуляторы на панели управления в любое рабочее положение;
- второй щуп последовательно перемещать далее по соединительным проводам и клеммам SA1, SK2, SK
Переключатель режимов должен «прозваниваться» соответственно положению и контакту.
Терморегулятор нормально замкнут, поскольку он размыкается при нагреве корпуса.
Термопредохранитель, он же термостат, также нормально замкнут.
Он размыкается только при аварийном перегреве корпуса. Терморегулятор и термопредохранитель содержат контакты на биметаллической пластине, которая нагревается, деформируется и размыкает электрическую цепь.
В нашем случае термостат оказался разомкнут, то есть неисправен. Его замена новым восстановила работоспособность масляного обогревателя. Таким же методом можно найти аналогичную неисправность и в электрических цепях других электронагревательных приборов.