Крыльчатка вентилятора охлаждения электродвигателя
В настоящее время в промышленности и быту получили широкое распространение электродвигатели, различные по своей конструкции и назначению. Электродвигателем называют устройство для преобразования электроэнергии во вращательное механическое движение. Состоит он из подвижной части, называемой ротор и неподвижной ― статора. Работа устройства основывается на принципе электромагнитной индукции. При взаимодействии магнитных полей статора и ротора, на последний начинает воздействовать вращательный момент и он приходит в движение.
Электродвигатели обладают очень высоким КПД, который в некоторых, особо мощных моделях, приближается к 100%. Но, в любом случае, часть энергии затрачивается на нагрев обмоток, трение в подшипниках, преодоление сопротивления воздуха вращающимися частями и т. д. В связи с этим, происходит нагрев двигателя, который увеличивается с возрастанием нагрузки. При перегреве, в первую очередь, выходят из строя электроизоляционные материалы, что приводит к пробою или перегоранию обмоток. Для предотвращения последствий перегрева, принимаются меры по улучшению отвода тепла и охлаждению электродвигателей.
Способы охлаждения электродвигателей
- Свободной конвекцией ― применяется в слабонагруженных и маломощных двигателях.
- Принудительное охлаждение ― применяется для двигателей, работающих с небольшим количеством оборотов. Обычно охлаждение осуществляется с применением вентилятора, приводимого в движение другим приводом.
- Охлаждение крыльчаткой установленной на вал ротора. Наиболее распространённый вид охлаждения, простой и удобный в эксплуатации.
Крыльчатка применяется для охлаждения двигателя либо путём обдува наружной станины двигателя, имеющей продольные охлаждающие рёбра, либо способом всасывания воздуха внутрь корпуса и обдува обмотки статора и ротора. В зависимости от температурного режима и агрессивности окружающей среды, выбирают материал для изготовления крыльчаток:
- пластмасса ― применяется в неагрессивных средах и температуре потока не выше 30 градусов;
- латунь ― применяют при температуре не выше 90 градусов в неагрессивных средах;
- алюминий ― применяют в некоторых конструкциях крыльчаток большого диаметра;
- нержавеющая сталь ― используется в большинстве случаев, отличается высокой прочностью.
Также материалов, удовлетворяющих техническим требованиям.
Конструкция крыльчатки
- Составная ― изготавливается монтажная ступица, на которую затем устанавливаются рабочие лопасти.
- Цельная ― из листового материала методом штамповки изготавливаются одной деталью ступица и лопасти.
На количество подаваемого к охлаждаемым поверхностям воздуха оказывают влияние диаметр крыльчатки, угол атаки лопастей, а также тип крыльчатки по отношению к направлению вращения:
- загнутые вперёд;
- прямые радиальные;
- загнутые назад.
Каждая крыльчатка после изготовления проходит процесс балансировки, который позволяет исключить осевые биения и разрушение подшипников. В процессе эксплуатации следует помнить, что необходим постоянный контроль над целостностью защитного кожуха крыльчатки. Она может быть повреждена, что приведёт к перегреву и выходу электродвигателя из строя.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.