Статор асинхронного двигателя
Асинхронным (индукционным) называется электродвигатель, у которого скорость вращения ротора не соответствует частоте вращения электромагнитного поля, создающегося обмотками статора. Конструкцию двигателя этого типа разработал российский инженер М.О. Доливо-Добровольский в 1889 году. Она оказалась настолько удачной, что применяется и в настоящее время. Асинхронные двигатели используются в приводах насосов и вентиляторов, станках и транспортёрах, подъёмно-транспортных машинах и устройствах автоматики.
Из общего количества выпускаемых промышленностью электродвигателей, на долю асинхронных приходится около 80%. Это объясняется многочисленными достоинствами этого вида привода:
- дешевизна изготовления;
- простота в обслуживании;
- надёжность;
- небольшие затраты на эксплуатацию;
- отсутствие преобразователей при включении в сеть.
Однако при выборе электродвигателя нельзя забывать и о некоторых недостатках:
- количество оборотов двигателя ограниченно частотой сети (в трёхфазной сети, при частоте 50 Гц, он развивает около 3000 об/минуту);
- сложно отрегулировать скорость вращения рабочего вала;
- вращающий момент зависим от напряжения в сети;
- большой пусковой ток;
- слабое усилие при включении.
Асинхронный электродвигатель содержит в себе два основных узла. Неподвижную часть называют статором, а подвижную ― ротором. В зависимости от конструкции ротора, двигатели бывают с фазным или короткозамкнутым ротором. При этом, конструкция статора остаётся общей для обоих видов. Предназначен он для формирования вращающегося магнитного поля, которое при взаимодействии с электромагнитным полем ротора, придаёт ему вращательное движение.
Статор асинхронного двигателя: конструкция
- Корпус. Изготавливается из немагнитного материала. Отливают его из чугуна или алюминия, при больших размерах двигателя корпус изготавливают с применением сварки. Двигатели этого типа имеют воздушное охлаждение. На поверхности корпуса расположены рёбра, повышающие теплоотдачу. Также, снаружи крепятся подшипниковые щиты, клеммная коробка и кожух вентилятора. Для крепления двигателя на его корпусе делают лапы или фланцы.
- Сердечник. Изготавливают из пластин электротехнической стали, примерно полмиллиметра толщиной, что позволяет добиться уменьшения вихревых токов. Пластины сердечника собирают в пакеты, скрепляют скобами или швами, а затем покрывают слоями изоляционного лака. Сердечник закрепляется в станине несколькими стопорными болтами.
- Обмотки статора. На внутренней стороне сердечника находятся пазы, в которые вкладываются обмотки, обычно в количестве трёх штук, сдвинутые по отношению одна от другой на 120 градусов. Изготавливаются они, в основном, из изолированного медного, а иногда и алюминиевого провода круглого или квадратного сечения. Концы обмоток выводятся на клеммную коробку, через которую электродвигатель подключают в трёхфазную сеть.
Для подключения асинхронных электродвигателей в сеть различного напряжения, например, 220/380 В, применяют два способа соединения обмоток в статорах:
- звездой ― концы всех обмоток статора соединяются в одной точке;
- треугольником ― обмотки последовательно соединяются в замкнутую ячейку.
При подключении следует помнить, что рабочие напряжения каждого конкретного двигателя указываются на табличке, закреплённой на корпусе. Минимальное указанное напряжение подключают в «треугольник», а наибольшее в «звезду». Сами схемы можете посмотреть по ссылке выше. При несоблюдении этого правила, обмотки статора достаточно быстро перегорят и двигатель выйдет из строя.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.