Прозвонка обмоток электродвигателя или кабеля

Довольно нередко бывают случаи, когда появляется необходимость проверить электромотор на целостность обмоток (не важно, какой это движок). В этой статье я расскажу о том, как и какими приборами и устройствами это можно сделать.

Первое, что необходимо сделать прежде, чем начинать подобные операции, это выполнить отключение мотора от питания.

Прибор для прозвонки проводов
Прибор для прозвонки проводов

При этом, весьма желательно откинуть с него питающие провода, ведь двигатель может оказаться запитанным через какую-либо схему, а это может осложнить выполнение проверки целостности его обмоток.

Обмотки двигателя прозванивают, как правило, с помощью одного из следующих приборов:

  • Специальный тестер;
  • Мультиметр;
  • Прозвонка;
  • Мегаоометр (для проверки замыкания обмотки на корпус);
  • Батарейка с лампочкой.

Весьма не желательно пользоваться для прозвонки обмоток отверткой-индикатором, имеющей способность «видеть» наведенное электричество. Дело в том, что под действием «наведенки», этот прибор может показать целостность той обмотки, которая на самом деле находится в состоянии обрыва.

Теперь опишу процессы работы с каждым из приборов.

Этот процесс, в принципе, одинаков для всех приборов: щупами прибора касаемся выводов обмоток и проверяем показания приборов. Разница лишь в том, что показаниями приборов, имеющих вместо индикатора лампочку (или светодиод) будет свечение (либо его отсутствие), по которому можно лишь примерно судить о показаниях.

При использовании мультиметра, прежде, чем начинать прозвонку, желательно проверить работоспособность, замкнув его выводы между собой (очень желательно применять для этого мультиметр с функцией звуковой прозвонки). Если обмотка целая, то прибор подаст звуковой сигнал и высветит показания сопротивления. В случае же обрыва обмотки, прибор высветит либо 1, либо «O.L.», звукового сигнала в этом случае не будет.

Работа с мегометром отличается от работы с остальными измерительными приборами. Отличие это заключается вот в чем:

  1. Этим прибором проверяется не сама обмотка, а отсутствие ее замыкания на корпус.
  2. Перед прозвонкой «мегером» надо проверить его работоспособность и выбрать необходимый предел напряжения встроенного генератора.
  3. Одни щуп прибора касается вывода обмотки, а другой – корпуса двигателя (той его части, которая не окрашена, чтобы был хороший электроконтакт).
  4. Показания считываются во время вращения ручки прибора.

Если «мегер» показывает достаточно большое сопротивление (порядка нескольких мегаом), то замыкания на корпус у этой обмотки нет и можно переходить к следующей обмотке.

Правда, на работе я, как все мои коллеги, пользуюсь прибором собственного производства, именуемый «аркашкой». У этого прибора удобный поворотный щуп и «крокодил» на проводе.

В качестве индикатора «аркашка» снабжена парой лампочек (моя вместо лампочек имеет светодиоды), по которым и выполняется проверка (весьма относительная) контролируемых показателей. Естественно, что при необходимости проверки на замыкание обмотки с «массой», приходится бежать за мегометром, поскольку обычными приборами это проверить не возможно.

При помощи лампочки и батарейки, также можно выполнить прозвонку обмоток движка. Разница в том, что если двигатель имеет довольно большую мощность (а, значит, и обмотки большого сопротивления), то этот способ может оказаться бесполезным в силу того, что большое сопротивление обмотки мощного двигателя может настолько погасить ток от батарейки, что лампочка не сможет зажечься. В остальном же, этот вариант считается наиболее простым для выполнения операций по прозвонке двигателей.

Кроме приборов типа тестера и мультиметра, имеется множество различных прозвонок (как самодельных, так и промышленного изготовления), про одну из них («аркашку») я упоминал выше.

Из промышленных прозвонок могу посоветовать такие, как «Контакт+» и некоторые устройства, снабженные ЖК-дисплеем китайского производства (одним из таких приборов пользуется один из моих коллег по работе, хотя я не особо рекомендую пользоваться ими: эти приборы, в силу наличия в них микропроцессоров, довольно дороги а значит требуют бережного обращения).

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго!

Электродвигатель Январь 27, 2015 admin в 4:13
11 369 3
Добавить отзыв