Прозвонка обмоток электродвигателя или кабеля
Довольно нередко бывают случаи, когда появляется необходимость проверить электромотор на целостность обмоток (не важно, какой это движок). В этой статье я расскажу о том, как и какими приборами и устройствами это можно сделать.
Первое, что необходимо сделать прежде, чем начинать подобные операции, это выполнить отключение мотора от питания.
- Прибор для прозвонки проводов
При этом, весьма желательно откинуть с него питающие провода, ведь двигатель может оказаться запитанным через какую-либо схему, а это может осложнить выполнение проверки целостности его обмоток.
Обмотки двигателя прозванивают, как правило, с помощью одного из следующих приборов:
- Специальный тестер;
- Мультиметр;
- Прозвонка;
- Мегаоометр (для проверки замыкания обмотки на корпус);
- Батарейка с лампочкой.
Весьма не желательно пользоваться для прозвонки обмоток отверткой-индикатором, имеющей способность «видеть» наведенное электричество. Дело в том, что под действием «наведенки», этот прибор может показать целостность той обмотки, которая на самом деле находится в состоянии обрыва.
Теперь опишу процессы работы с каждым из приборов.
Этот процесс, в принципе, одинаков для всех приборов: щупами прибора касаемся выводов обмоток и проверяем показания приборов. Разница лишь в том, что показаниями приборов, имеющих вместо индикатора лампочку (или светодиод) будет свечение (либо его отсутствие), по которому можно лишь примерно судить о показаниях.
При использовании мультиметра, прежде, чем начинать прозвонку, желательно проверить работоспособность, замкнув его выводы между собой (очень желательно применять для этого мультиметр с функцией звуковой прозвонки). Если обмотка целая, то прибор подаст звуковой сигнал и высветит показания сопротивления. В случае же обрыва обмотки, прибор высветит либо 1, либо «O.L.», звукового сигнала в этом случае не будет.
Работа с мегометром отличается от работы с остальными измерительными приборами. Отличие это заключается вот в чем:
- Этим прибором проверяется не сама обмотка, а отсутствие ее замыкания на корпус.
- Перед прозвонкой «мегером» надо проверить его работоспособность и выбрать необходимый предел напряжения встроенного генератора.
- Одни щуп прибора касается вывода обмотки, а другой – корпуса двигателя (той его части, которая не окрашена, чтобы был хороший электроконтакт).
- Показания считываются во время вращения ручки прибора.
Если «мегер» показывает достаточно большое сопротивление (порядка нескольких мегаом), то замыкания на корпус у этой обмотки нет и можно переходить к следующей обмотке.
Правда, на работе я, как все мои коллеги, пользуюсь прибором собственного производства, именуемый «аркашкой». У этого прибора удобный поворотный щуп и «крокодил» на проводе.
В качестве индикатора «аркашка» снабжена парой лампочек (моя вместо лампочек имеет светодиоды), по которым и выполняется проверка (весьма относительная) контролируемых показателей. Естественно, что при необходимости проверки на замыкание обмотки с «массой», приходится бежать за мегометром, поскольку обычными приборами это проверить не возможно.
При помощи лампочки и батарейки, также можно выполнить прозвонку обмоток движка. Разница в том, что если двигатель имеет довольно большую мощность (а, значит, и обмотки большого сопротивления), то этот способ может оказаться бесполезным в силу того, что большое сопротивление обмотки мощного двигателя может настолько погасить ток от батарейки, что лампочка не сможет зажечься. В остальном же, этот вариант считается наиболее простым для выполнения операций по прозвонке двигателей.
Кроме приборов типа тестера и мультиметра, имеется множество различных прозвонок (как самодельных, так и промышленного изготовления), про одну из них («аркашку») я упоминал выше.
Из промышленных прозвонок могу посоветовать такие, как «Контакт+» и некоторые устройства, снабженные ЖК-дисплеем китайского производства (одним из таких приборов пользуется один из моих коллег по работе, хотя я не особо рекомендую пользоваться ими: эти приборы, в силу наличия в них микропроцессоров, довольно дороги а значит требуют бережного обращения).
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго!